На законодательном уровне гарантии в сфере трудоустройства выпускников в РФ прописаны довольно слабо.
Так, две статьи из Трудового кодекса РФ, затрагивающие этот вопрос, регулируют лишь трудоустройство тех выпускников, которые были направлены на целевую (контрактную) подготовку. Вот их текст:
«Статья 40.1. Гарантии реализации права граждан на труд
Государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации:
…предоставление предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с их заранее поданными заявками подходящей работы выпускникам учебных заведений…
Статья 182. Обеспечение работой лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования
Лица, окончившие образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, обеспечиваются работой в соответствии с полученной специальностью и квалификацией на основании договоров (контрактов), заключаемых ими с работодателями, или на основании договоров о подготовке специалистов, заключаемых образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования и работодателями.
Органы исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, и органы государственной службы занятости оказывают содействие в трудоустройстве выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования с учетом их профессиональной подготовки и квалификации. По желанию выпускников указанных образовательных учреждений содействие в трудоустройстве им может оказываться негосударственными службами занятости.
Отказ работодателя в приеме на работу выпускникам образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с указанными в части первой настоящей статьи договорами (контрактами) может быть обжалован ими в суде.
В случае отказа в приеме на работу выпускникам образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, прибывшим на работу в соответствии с названными договорами (контрактами), указанными в части первой настоящей статьи, работодатель несет ответственность в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации…»
Дополняет эти нормы статья 25 Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации":
«…В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год».
О системе трудоустройства выпускников в целом говорится в Федеральном законе от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования". Этим законом перед Министерством образования, Министерством труда и социального развития ставится задача создания программы совместных действий по содействию трудоустройству выпускников:
«Органы государственной власти, общество, система образования при реализации Программы обеспечивают достижение следующих целей:
…совершенствование методов и механизмов прогнозирования развития системы образования и подготовки специалистов с учетом потребностей личности, общества и государства, обновление с учетом социально-экономических условий механизмов трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования…
5.11. Разработать программу совместных действий Министерства образования Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации и отраслевых министерств на федеральном и региональном уровнях по содействию трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений в соответствии с полученной профессией и специальностью.
Сроки реализации: 2000-2001 гг.
Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; профессиональные союзы».
Большинство постановлений правительства РФ, где затрагивался этот вопрос, также не содержали жестких указаний и норм, а носили скорее декларативный или рекомендательный характер. Среди них можно выделить Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации". В утвержденном типовом положении прописано следующее:
«72. Высшее учебное заведение обязано информировать студентов (при их обращении) о положении в сфере занятости населения Российской Федерации, содействовать студентам в заключении договоров с предприятиями, учреждениями и организациями на их обучение и трудоустройство…»
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 6 мая 2003 г. N 568-р о Концепции действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы, одним из приоритетных направлений действий на рынке труда на 2003-2005 годы является такая превентивная мера против безработицы молодых специалистов, как «разработка механизма определения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней, а также критериев оценки эффективности вложения бюджетных средств в профессиональное образование молодежи…»
Однако нельзя не выделить и те постановления, в которых прописывались вполне конкретные меры. Так, в Постановлении Правительства РФ от 22 июня 1999 г. N 659 "О мерах по поддержанию занятости населения" содержались следующие указания:
«4. б) разработать в III квартале 1999 г. комплекс мер по содействию в трудоустройстве выпускникам учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования; (…)
г) проводить профориентационную работу с учащимися и выпускниками общеобразовательных учреждений с целью получения ими до начала трудовой деятельности профессионального образования по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда…»
В данном постановлении приводился и «Перечень основных действий территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения». Четвертой в списке была Программа «Молодежная практика». Основной целью данной программы, согласно тексту постановления, являлось «расширение возможностей трудоустройства и приобретения профессиональных знаний, навыков и умений выпускников образовательных учреждений».
Эта Программа реализовалась Министерством труда и социального развития с 1994 года. В 1999 г. ей было охвачено 15 тыс., а в 2000 г. – 16 тыс. человек. Она предоставляла студентам старших курсов возможность приобретения необходимого опыта благодаря работе на предприятии по договору в течение 0,5-1 года.
За годы существования этой программы она успела показать свою эффективность. Вот, например, материалы о реализации программы, взятые из новосибирских СМИ:
«…За полгода работы по договору молодой специалист имеет возможность проявить себя, присмотреться к коллективу и к условиям труда. Расходы по оплате его труда в этот период работодатель делит со службой занятости. Говорить, что предприятиям это выгодно, - излишне. Большинство из них сегодня нуждаются в притоке новых сил. Очень остро стоит эта проблема на предприятиях бывшего ВПК, где средний возраст работающих приближается к пенсионному. Чтобы привлечь и удержать специалистов, здесь готовы идти на многое. Даже если завод переживает тяжелые моменты, молодым специалистам зарплата выплачивается обычно в срок.
В прошлом году по программе «Молодежная практика» на предприятиях и в организациях Новосибирска трудились 369 выпускников, - говорит начальник отдела содействия занятости НГЦЗН Елена Польшина. - Треть их осталась там работать постоянно. Сейчас работодателей, желающих взять на «Молодежную практику» начинающих специалистов, больше, чем Центр занятости может финансировать договоров.
…Благодаря изменениям, внесенным в программу «Молодежная практика» Федеральной государственной службой занятости населения, популярность этой формы работы должна еще больше возрасти. Теперь договор будет заключаться с молодым специалистом не на полгода, а на год, что позволит предприятиям более тщательно присмотреться к практикантам. Изменится и размер оплаты. Работающим по программе «Молодежная практика» служба занятости сейчас будет платить до половины среднемесячной заработной платы в регионе. К ней прибавится сумма, заработанная выпускником на предприятии. Общая сумма выплат, таким образом, может составить 3-3,5 тысячи рублей. Мало кто из молодых специалистов, только устраивающихся на работу, может рассчитывать на такую зарплату» . (напоминаем, что речь идет о 2001 годе).
А согласно информации представителей Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Красноярскому краю, число выпускников, возвращавшихся на предприятие, где они проходили практику, составляло 90%.
Однако финансирование этой зарекомендовавшей себя программы уже несколько лет как прекращено.
* * *
В утвержденной 18 декабря 2006 г. Правительством РФ Стратегии государственной молодежной политики отмечается, что «в Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15-24 лет (6,4 процента)». В связи с этим Стратегия предусматривает разработку и реализацию проекта «Карьера», основными целями которого являются:
1. самоопределение молодежи на рынке труда;
2. развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи.
Для достижения этих целей будут реализованы разработанные мероприятия, направленные:
на вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи;
на внедрение форм и технологий профессионального и социально-правового просвещения и ориентирования молодежи, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда;
на внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда;
на развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодых людей;
на создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для себя виды деятельности и на обеспечение его законных прав и интересов;
на поддержку и популяризацию инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок.
Указанный проект адресован молодым людям от 14 до 30 лет, участникам рынка труда.
Однако на момент написания этой статьи (июль 2007 г.) реализация этого проекта еще не начиналась.