Система МФТИ и трудоустройство выпускников
Семенов В.Д. <vs60@hotmail.com>
http://www.mon.gov.ru/forums/kriterii/kriterii/532/541/

…Есть многолетний опыт весьма успешного применения "системы МФТИ", который можно взять за основу. Эта система была позаимствована так же и в НГУ и блестяще распространена на другие науки, помимо физики. Уверен ее можно распространить и на иные специальности, а не только на академические науки. Суть ее в том, что фундаментальный курс дисциплин проходится, в основном, за первые три года, а последние два года обучения состоят главным образом из спецкурсов и дипломной практики. Дипломная работа представляет собой не учебную задачу, а работу над реальной проблемой в одной из лабораторий профильного НИИ. Таким образом, к моменту выпуска студент уже имеет пару лет опыта работы по специальности и готов к эффективной работе немедленно. Более того, попутно получается эффективная система трудоустройства выпускников. Если студент хорошо зарекомендовал себя во время дипломной практики его с удовольствием возьмут на работу туда, где он ее проходил.

Можно возразить, что и в МФТИ, и в НГУ берут лучших из лучших, победителей олимпиад, сильнейших в своей области. А среднему российскому студенту такой темп обучения (пятилетку за три года) будет не под силу. Однако, мне представляется, что планируемое разделение ВО на бакалавриат и магистратуру предоставляет неплохие возможности для распространения "системы МФТИ" на все вузы. Система ВО могла бы выглядеть следующим образом:

1. За 4 года бакалавриата проходится фундаментальный курс дисциплин (напр., математика, физика, сопромат и т.д.). При этом выпускник получает сравнительно общую специальность(напр., "машиностроение"). Узкоспециальные курсы и дипломная работа в бакалавриате отменяются. Таким образом вполне можно уложиться в 4 года вместо 5.

2. Обучение в магистратуре состоит из дипломной практики(стажировки) и спецкурсов (например, "проектирование гусеничных движителей") и в результает магистр получает узкую специальность, напр., "проектирование гусеничных транспортных средств". Направление узкой специализации должно соответсвовать профилю стажировки. Желательно приглагать для чтения спецкурсов специалистов с предприятий, исследовательских институтов, как это делают в МФТИ и НГУ, поскольку они могут читать их на более современном уровне, чем штатные преподаватели, оторванные от реальной работы.

3. (самое главное!) Дипломная практика в магистратуре состоит в работе по специальности на профильном предприятии (стажировке). Классическая дипломная работа вообще совершенно выродилась в последнее время и превратилась в пустую бюрократическую формальность, нередки случаи написания дипломной работы самими преподавателями за мзду. Выдача диплома магистра без стажировки или при прохождении ее не на реальном предприятии должна быть категорически запрещена.

4. Для приема в магистратуру необходимо согласие того или иного предприятия на прохождение конкретным студентом дипломной практики (стажировки) у себя. Прием в магистратуру без согласия какого-либо предприятия не допускается. Защита диплома, как таковая, при этом не имеет большого смысла, достаточно оценки за стажировку, поставленной непосредственным начальником стажера на предприятии.

5. Бакалавр одного вуза может свободно поступать в магистратуру другого, либо закончить на этом свое образование и начать работать. Рейтинг вуза и норматив его гос. финансирования определяется не субъетивным решением некоей комиссии (как это планиркутся сделать при разделении вуза на 3 категории), а по вполне объективному критерию -- проценту поступивших в магистратуру среди бакалавров этого вуза (вне зависимости в каком вузе они учатся в магистратуре). Разумеется, при этом потребуются определенные критерии для предприятия, в котором можно проходить дипломную практику, чтобы руководством вузов не создавались липовые конторы, единственным назначением которых является создание фиктивного спроса на бакалавров этого вуза. Например процент "практикантов" от общего числа сотрудников, доход предприятия на одного сотрудника и т.п.

Преимущества такой системы следующие:

а) Вузам выгодно пристроить как можно больше своих бакалавров в магистратуру. Поскольку прием в магистратуру лежит через желание какого-либо предприятия взять их на стажировку, вузы вынуждены будут следить, какие специальности пользуются спросом в экономике. Также они будут реагировать на требования предприятий относительно качества обучения и содержания своих образовательных программ.

б) Предприятия осуществляют внешний контроль за качеством работы вузов, причем не только магистратуры, но и бакалавриата. Увидев низкое качество подготовки бакалавров в каком-либо вузе, предприятие вряд ли станет и далее брать на стажировку выпускников этого вуза, тем самым понизив рейтинг вуза и объем его гос. финансирования.

в) Практика на предприятиях весьма способствует дальнейшему трудоустройству выпускников. Работодатель с большей охотой возьмет человека, уже зарекомендовавшего себя в течении 2-х лет реальной работы во время дипломной практики (магистерской стажировки) , чем "кота в мешке" со стороны.

г) Можно полностью отказаться от гос.финансирования обучения в магистратуре и перейти на финансирование его предприятиями, где студенты проходят стажировку (в обмен на обязательство студента проработать несколько лет на соответствующем предприятии, разумеется). В нынешней системе высшего образования финансирование обучения предприятиями не имеет большого распространения и, уверен, не будет иметь при нынешней системе по очень простой причине: вложение денег с ожиданием получить хоть какую-нибудь отдачу через 5 лет -- довольно большой срок даже в стабильной экономике, а в быстроменяющихся российских условиях это почти вечность. Лишь немногие предприятия могут спонсировать обучение на таких условиях. А вот два года магистратуры - это уже намного лучше. К тому же получение отдачи от инвестиций предприятия в образование начинается немедленно в качестве работы студента на предприятии во время стажировки, а не после окончания магистратуры.