Авто на еврономерах: что ждет «пересичников» после протестов
В Украине по разным оценкам от 64 тысяч до трех миллионов нерастаможенных автомобилей. Так много их из-за того, что украинцы везут б/у машины из-за границы. Там они в два-три раза дешевле. Но за растаможку приходится выложить 30-40% от стоимости авто. К тому же, автомобили старше 2010 года в страну ввозить запрещено из-за экостандарта Евро-5. Предприимчивые украинцы уклоняются от налогов, пользуясь транзитным режимом. Это позволяет находится в Украине автомобилям с иностранной регистрацией 5-10 дней. Затем нужно пересекать границу и въезжать снова. Таких собственников нерастаможенных машин называют «пересичниками». Периодически они устраивают протесты под Верховной Радой и требуют продлить время нахождения в стране и отменить Евро-5. На последней акции протестующие выступали за уменьшение налогов на растаможку и за отмену экологического стандарта. Комитет по налоговым вопросам Верховной Рады предложил активистам компромиссный меморандум. Предложение дает возможность «пересичникам» легализовать свои машины. Однако транзитники от него отказались. Но в парламенте уже заявили: через месяц-два примут законопроект, который ударит по собственникам нерастаможенных автомобилей. Что в Украине будут делать с «пересичниками» узнавал сайт «Сегодня».
Что грозит «пересичникам» за нарушение закона
Проблема с «пересичниками» нарастает, как снежный ком, говорит адвокат по таможенному праву Ольга Николаенко. В Украине законодательство позволяет бороться с нелегальными авто штрафами и конфискацией. Однако в стране слабо взаимодействуют таможенная служба и полиция.
«Полиция не может отследить, в каком режиме и на каких основаниях находится тот или иной автомобиль с иностранной регистрацией. Поскольку государство заняло бездеятельную позицию, проблема с нерастаможенными автомобилями нарастает, как снежный ком. Уже сейчас собственники нерастаможенных авто требуют особых условий. По закону нужно составлять протоколы и изымать такие автомобили», – отмечает исполнительный директор объединения «Таможенные адвокаты».
Без регистрации ездить на машине с иностранными номерами украинцы могут пять дней в одной области и десять дней – при передвижении в нескольких областях. Иностранцу пользоваться нерастаможенной машиной можно не больше одного года. Однако полиция не имеет права останавливать автомобиль на еврономерах и проверять на нарушение таможенных правил, говорит директор по правовым вопросам компании «Октава Капитал» Татьяна Андрианова.
«Установление факта нарушения таможенных правил сотрудниками полиции сегодня невозможно в силу отсутствия их доступа к данным таможенной базы и, следовательно, у них нет законных оснований для задержания иностранного автомобиля», – комментирует правовед.
Оштрафовать «пересичника» могут таможенники. Если автомобиль находится на одни сутки больше, чем положено Таможенным Кодексом, водителю грозит штраф в 85 гривен. Если же авто задержалось в стране от 1 до 10 суток – придется заплатить штраф в размере 3400 гривен, более 10 суток – 8500 гривен. Если автомобиль принадлежит иностранцу, а за рулем украинец – машину могут конфисковать. А машину украинца могут арестовать в том случаи, если он откажется платить штраф.
Что грозит украинцам, которые нарушили таможенный кодекс:
- автомобиль задержался в Украине на сутки – штраф 85 гривен;
- от 1 до 10 суток – штраф 3400 гривен
- более 10 суток – штраф 8500 гривен
- отказался платить штраф – автомобиль арестуют
Если же иностранец завез в Украину автомобиль, а вернулся на родину без него, украинские таможенники могут обратиться в страну резидента с требованием оштрафовать нарушителя. Кроме того, машины без регистрации могут объявить в розыск. Ужесточение меры наказания за нарушение транзитниками таможенных правил в парламенте пока рассматривать не планируют.
Какие изменения готовят в парламенте
Все автомобили на иностранных номерах, производства 2000-2010 года – легализовать. Такую идею предложила протестующим Нина Южанина, глава налогового комитета парламента. Дело в том, что в Украине запрещено растаможивать авто старше 2010 года. «Пересичникам» хотят облегчить растаможку машин, которые ввезены в Украину до 6 сентября 2017. Легализовать автомобили предлагают по льготным акцизам, которые приняла Рада в 2016-м. При этом налоговый комитет настаивает, чтобы при растаможке машин с бензиновым двигателем 3000-3500 куб. см и с дизельным двигателем 2500-3000 куб. см применялся отдельный акциз. Действовать поблажки будут два-три месяца. Также налоговый комитет предложил в меморандуме запретить ездить украинцам на машинах-иностранцах в режиме транзита. Для этого закроют границу для транзитников.
Нина Южанина отмечает, в меморандуме есть важная для «пересичников» норма. После закрытия границы транзитников не будут трогать правоохранители.
«Мы вводим либеральную норму о не привлечении к административной ответственности за нарушение таможенных правил. Это то, что интересует этих людей», – говорит Южанина.
В ближайшее время рабочая группа разработает условия закрытия границы для транзитников, говорит представитель президента в Раде Ирина Луценко. Это остановит увеличение количества «пересичников», уверена она. Такой закон планируют принять до ноября. Однако он будет компромиссным для тех, кто уже ездит на автомобилях на иностранных номерах, обещает чиновница.
«В тексте нет ни слова о снижении налогов на импорт авто для всех украинцев, а говорится только о льготной растаможке исключительно для «бляхарей», которые уже ввезли свои авто. А как же обещания о доступных авто для всех украинцев и европейской растаможке для всех», – возмутился директор Всеукраинской ассоциации автодилеров и импортеров Олег Назаренко.
Условия меморандума не устроили активистов. Такими предложениями проблема не решается, считает координатор общественной организации «Западноукраинская ассоциация собственников транзитных автомобилей» Станислав Бучанский. Нужно устранять причину нерастаможки автомобилей, а не бороться с их количеством, отмечает общественник.
«Не совсем справедливо делить на те, кто уже завез и те, кто еще не успел завезти. Получается одних легализуем, других – нет. Если всех легализовать, то не делать никаких ограничений к возрасту авто. Требования акции были четкие – доступное растаможивание. Не только автомобилей на иностранной регистрации, а всех и навсегда», – комментирует Бучанский.
В ассоциации собственников транзитных автомобилей предлагают заменить Евро-5 для поддержанных машин на техосмотр. Для импорта б/у авто нужно ввести обязательное заключение о технической исправности автомобиля. Льготные ставки на растаможку 2016 года вполне были бы приемлемы, считает Станислав Бучанский: «В сумме растаможка примерно получается 30-40% стоимости авто. Но нужно убрать все ограничения по возрасту автомобиля и время действия закона».