трудоустройство молодых специалистов, резюме молодых специалистов, вакансии выпускникам, стажировки выпускникам, стажировки молодых специалистов, вакансии молодым специалистам, резюме выпускников, вакансии начинающим
Полюбите молодого пианиста
И в обществе, и во властных коридорах зреет понимание, что невозможно модернизировать экономику, сохраняя консерватизм в культуре. Поэтому кадровый потенциал в этой сфере из области насущных задач перемещается в раздел стратегических. Вопросы трудоустройства выпускников образовательных учреждений культуры и искусства на прошлой неделе были обсуждены на очередной коллегии Минкультуры, проходившей под председательством вице-премьера — министра культуры республики Натальи Володиной.

По приведенным здесь статданным, в отрасли культуры у нас сегодня работают восемь с половиной тысяч человек. Специалисты среди них составляют лишь 67 процентов. Средний возраст наших работников культуры 46 лет. А основными кузницами кадров являются Чувашский государственный институт культуры и искусств, Чебоксарское музыкальное училище им. Ф. Павлова, Чебоксарское художественное училище и Чувашское республиканское училище культуры. В этом году эти учреждения «выковали» 246 специалистов. Причем 31 вышел из стен альма-матер с красным дипломом. Однако устроились в республике на работу лишь чуть больше половины из всех творческих надежд, на обучение которых республика потратила немалые средства. «Культурный» студент, если он учится за государственный счет, обходится бюджету в 50 тысяч рублей в год. А все обучение — соответственно в 250 тысяч. Стоимость музыкального образования еще выше — 90 тысяч в год и почти полмиллиона за весь курс музучилища. Самое обидное, что доля трудоустроенных в сфере культуры и искусства снизилась за два года аж на треть.

Правда, количество студентов и выпускников увеличивается год от года. По словам ректора Чувашского государственного института культуры и искусств Ирины Балковой, за семь последних лет количество студентов возросло в 15 раз (!) Специальностей, по которым обучаются студенты, стало больше вдвое. Но если все, кто у нас учится, так необходимы нашей культуре, почему они не востребованы?

В числе основных причин, связанных с проблемой трудоустройства специалистов культуры, начальник отдела искусств и образования Минкульта Чувашии Альбина Алексеева назвала отсутствие для них социальных гарантий, особенно в сельской местности, а также недостаточно эффективное партнерство учебных заведений с учреждениями культуры и искусства, администрациями городов и районов. Последние к подбору абитуриентов для культурных вузов и средних учебных заведений часто подходят весьма формально. Об этом вопиет анализ итогов целевого приема, например, на дневную форму обучения в республиканское училище культуры. Половина сельских абитуриентов не была зачислена в училище из-за слабых знаний. Видимо, поэтому и в библиотечной сфере с высшим образованием пока весьма проблематично. В Алатыре, например, из 27 библиотекарей лишь один специалист с высшим образованием, в Шумерлинском районе из 34 — двое. Примерно такая же картина с клубными работниками.

О слабых контактах профессионального сообщества с будущими специалистами говорила и Ирина Балкова. Сегодня редкий случай, сказала она, когда будущий работодатель внимательно следит за успехами своего будущего специалиста, назначает именные стипендии, готов участвовать в его подготовке. В ЧГИКиИ, к примеру, была введена дисциплина «музееведение». Даже после недельных уговоров ни один из музейных специалистов не согласился преподавать в институте. Бывают и такие сюжеты. Одна девушка учится на кукольника за госсчет и после окончания не желает идти работать в театр или вести кружок. Другая сама платит деньги за обучение и затем идет поднимать родное искусство. Будущего специалиста надо отбирать не позже третьего курса, уверена ректор. Работодатели сами должны быть в этом заинтересованы.

Отсутствие законодательной базы по закреплению выпускников на местах тоже не прибавляет порядка в этом вопросе. Наталья Володина призвала ответст-венных за подготовку и трудоустройство молодых специалистов заниматься этим системно.

Одним словом, стройную работу системы «училище, институт — место работы» может обеспечить лишь целевое обучение. Первые плоды стройного подхода уже есть. Например, молодые вливания были сделаны в труппы республиканских театров. Актерские выпуски прошлого и нынешнего годов практически в полном составе работают сегодня в Русском драматическом, кукольном и экспериментальном театре драмы. Министр отметила, что молодые актеры внесли новую струю в театральную жизнь республики, и на них пошел молодой зритель. Однако из-за непродуманности многих моментов с самого начала целевого набора и здесь хватает трудностей: при зар-платах в три тысячи рублей, отсутствии жилья и даже прописки, неумении ввести ребят во «взрослую» жизнь театра мы можем потерять и эти молодые труппы. Как потеряли, например, балетный выпуск, на который в театре оперы и балета возлагались огромные надежды. Все выпускники, которых чебоксарцы успели посмотреть в новых балетных постановках и полюбить, разъехались по другим регионам. Из 48 нынешних выпускников музыкального училища на работу устроились лишь двое. 12 дипломированных музыкантов вообще покинули сферу культуры. А театр оперы и балета опять испытывает жуткий дефицит кадров, приглашая на фестивали из других городов даже солистов кордебалета и музыкантов.

В завершение работы коллегии министр призвала всех принять участие в совместной выработке комплексного механизма решения данной проблемы. Негоже при увеличивающемся год от года выпуске квалифицированных специалистов на дефицит кадров пенять.

Р. КИРИЛЛОВА. "Советская Чувашия"
    Copyright© ООО <Институт системного анализа социальных проблем мегаполисов>