трудоустройство молодых специалистов, резюме молодых специалистов, вакансии выпускникам, стажировки выпускникам, стажировки молодых специалистов, вакансии молодым специалистам, резюме выпускников, вакансии начинающим
Владимир Мау: реформа образования покончит с безработицей молодежи
В России полным ходом идет реформа профессионального образования. Между тем, сегодня среди официально зарегистрированных на бирже труда доля молодежи по-прежнему составляет около 30%. Как покончить с молодежной безработицей, создать систему, способную обеспечить эффективную взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг? На эти и другие вопросы отвечает член Совета по науке, образованию и высоким технологиям при президенте Российской Федерации, ректор Академии народного хозяйства РФ при правительстве РФ Владимир МАУ.
– Возможно ли на ваш взгляд, решить проблему занятости молодежи, вернувшись к глобальному планированию того, каких специалистов и в каком количестве выпускать?
– Я достаточно скептически отношусь к предложениям заблаговременно планировать номенклатуру специальностей в целом по стране. Это было возможно лишь в советской системе образования, которая опиралась на длительные перспективы развития экономики. Профессиональные приоритеты были расписаны в стране на 20-30 лет вперед. Кроме того, существовала реальная возможность надолго прикрепить сотрудника к работе. Сегодня экономика меняется стремительно, обновляясь всего за 5 лет – это как раз срок обучения студента в вузе. Очень высоки региональные различия рынка труда. Именно поэтому невозможно раз и навсегда определить, на подготовку каких специалистов нужно сделать особый упор. Чтобы избавиться от молодежной безработицы, мы должны готовить специалистов, способных быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни, реагировать на запросы рынка труда, непрерывно совершенствовать свои знания и навыки.
– Насколько, по вашему мнению, этой задаче будет способствовать недавнее официальное введение в нашей высшей школе «болонской системы»: разделение на бакалавриат и магистратуру?
– Если все сведется только к разделению учебного процесса на два цикла, то эта модель окажется бесполезной. Нужно радикально менять систему подготовки кадров, программы и структура обучения в вузах должны не просто стать иными – они обязаны непрерывно подстраиваться под задачи жизни и бизнеса. Бакалавриат будет давать максимально широкое образование по базовым специальностям, а магистратура позволит подготовить специалиста узкой специализации, ориентированной на определенный сектор экономики или даже на конкретного работодателя. Изменится и характер финансирования образования: работодателю будет проще финансово подсоединиться к этой схеме, поскольку срок обучения реально нужного ему квалифицированного работника сокращается до 2-х лет. При этом он сам будет участвовать в создании «уровня качества» готового продукта – пенять будет уже не на кого.
– Но на каких конкретных предприятиях будет востребована армия бакалавров – «универсальных солдат»? Готовы ли сегодня вузы подготовить за 4 года грамотного специалиста?
– Тот, кто к этому не готов, не сможет подготовить его и за пять лет – ведь разница в 1 год не слишком существенна. Эта система пришла к нам не вдруг: руководство, преподаватели многих учебных заведений уже несколько лет думали над этими проблемами в применении к себе, изучали рынок, разрабатывали программы, внедряли новые методики. Задача дать рынку труда полностью готового специалиста в бакалавриате не стоит. Нормально подготовленный бакалавр будет способен к непрерывному самообучению в течение всей жизни, именно в этом и состоит его «универсальность». Конечно, никакой уважающий себя работодатель сразу не доверит такому специалисту верхние позиции, но зато на нижней или средней линии он будет вполне на своем месте и сможет быстро продвинуться по служебной лест-нице. Очевидно также, что из вуза должен выходить человек с определенными карьерными амбициями, который не будет ждать подачек от государства в виде пособия по безработице, а будет добиваться повышения своего профессионального статуса, а значит, и жизненного уровня.
– Владимир Александрович, вы – автор концепции дополнительного профессионального образования (ДПО). Как эта система решает проблему трудоустройства молодежи?
– Стремительное изменение реального сектора российской экономики предъявляет каждому человеку, в особенности молодому, который хочет найти место работы или продвинуться по служебной лестнице, требования постоянного совершенствования. ДПО создает механизмы оперативного взаимодействия рынка труда с рынком образования, в частности, содействует реальному трудоустройству выпускников путем организации специализированных служб при вузах и в регионах по подготовке молодежи к требованиям рынка труда, выявлению вакантных мест, резервированию части из них за выпускниками. Я уверен, что за счет распространения системы ДПО по всему рынку образовательных услуг от школы до вуза, мы сможем окончательно покончить с безработицей молодежи.
Владимир БОНДАРЕВ
    Copyright© ООО <Институт системного анализа социальных проблем мегаполисов>