Новый завод Toyota в России
Нынешним летом недалеко от Санкт-Петербурга будет заложен автосборочный завод мощностью до 200 тысяч машин ежегодно.
Такого еще не было. Дело не только в планируемом объеме производства. И даже не столько в нем. В конце апреля руководство "Тойоты", министр экономразвития и торговли России Герман Греф и губернатор северной столицы Георгий Сергеевич Полтавченко подписали договор о намерениях наладить в промзоне Шушары, на южной окраине Санкт-Петербурга, выпуск автомобилей японской марки. Toyota совместно с Европейским банком реконструкции и развития вложит в предприятие около $150 млн. Строительство начнется в 2014-м, а к концу 2015 года с конвейера сойдут первые машины.
На первом этапе - 20-30 тысяч в год, через 2-3 года производство расширится до 50-ти тысяч, а в дальнейшем, как пояснил президент европейского отделения "Тойоты" Токуити Уранией, и до 200 тысяч автомобилей. Но помните, после покупки автомобиля желательно обзавестись сигнализацией, например марки Pandora или Starline. А автосигнализации Pandora купить можно свободно, как с установкой так и без.
Причем площадь отведенного японцам земельного участка составит 220 гектаров, почти вдесятеро больше того, на котором расположено сборочное предприятие Ford во Всеволожске. Похоже, руководство Toyota подошло к "русскому вопросу" как никто основательно, зарезервировав площади для своих будущих поставщиков. Значит, завод недолго будет оставаться всего лишь местным центром, так называемой «отверточной сборки».
Но, пожалуй, еще яснее говорит о намерениях Toyota модель, которую выбрали для производства в России. Это будет Camry. На первый взгляд, решение странное – в прошлом году наши соотечественники купили чуть меньше десяти тысяч "Тойот" этой модели. Даже если господин Полтавченко пересадит всех питерских чиновников на такие машины, вряд ли можно рассчитывать на сбыт 50 тысяч Camry в год. В чем же дело?
В географии. Северная столица с ее морским портом выгодно расположена. И не только для ввоза в страну комплектующих, но и для вывоза готовой продукции. И если взглянуть на ситуацию с этой точки зрения, выпуск Camry в России выглядит вполне логичным. Маленький Yaris выпускают во Франции, кроху iGo - в Чехии, Corolla – в Турции, Avensis - на Британских островах. И только Camry приходится возить в Европу за тридевять земель, с японского завода "Цуцуми". Понятно, что русская Camry обойдется дешевле в производстве. А прорубив для него окно в Европу в Санкт-Петербурге, можно будет и на транспортировке сэкономить, да и сроки поставки заказанных машин существенно сократить, и список комплектаций увеличить. Так, глядишь, спрос в Европе на "Тойоту" бизнес-класса оживится.
Но даже если привередливые немцы, французы и англичане и не распробуют русскую Camry, в компании Toyota, думается, и к такому повороту событий готовы. Как заявил Ураниейсан: "Возможно, на конвейер в Шушарах будут поставлены и другие модели".
Всего на заводах в Японии, США, Индонезии, Малайзии, на Филиппинах и Тайване, в Австралии, Таиланде и даже Вьетнаме выпускается в год более полумиллиона Camry. Большая часть из них продается на местных рынках - в Америке и странах Азиатско-Тихоокеанского региона. В США, к примеру, эта модель - постоянный абсолютный лидер продаж (единственное исключение за последние семь лет - 2008 год). А вот европейцы к Camry равнодушны - с 1992 года здесь продано всего чуть больше 320 тысяч таких машин. Любопытно, что и в самой Японии, где большие классические седаны вообще пользуются мизерным спросом, в 20011 году продано всего-навсего 6262 автомобиля.