Первая работа студента: факторы успешного становления
Порядка 30% студентов, согласно данным статистики, уже со 2-3 курса начинают работать. При этом по специальности из них устраиваются не более 3% учащихся, основная же масса подрабатывает привлеченцами, курьерами, секретарями и т.д. И при этом почти 50% из всех работающих студентов меняют место деятельности с частотой раз в 5-6 месяцев. А ведь можно этого и не допускать, если грамотно себя вести.
Так, первое и самое, пожалуй, важное, что должен осознать работающий студент: в первые 2 года работы для него на первом месте должен быть сам факт занятости, а не престиж должности. Независимо от того, доставка воды или развоз пиццы стает его первым делом, для будущих работодателей это будет иметь мало значения. Само по себе то, что молодой человек работал с юных 19-20 лет, будет показательным. К тому же именно с таких работ начинается понимание важности образования, карьерного роста и т.д. Проще говоря, здесь важно начать с чего-нибудь, а не получить красиво звучащую должность.
Второй момент касается организационного фактора. Нельзя пускать все на самотек, иначе и первая работа быстро закончится увольнением, и в институте начнутся проблемы. Поэтому здесь нужен план и четкое согласование всех действий и с работодателем, и с университетской администрацией.
Третий момент – правильное отношение к работе. Почти 90% работающих студентов занимаются привлечением новых клиентов в ту или иную компанию. Данная работа тесно сопряжена с активным общением, независимо от того, предлагает такой работник купить кулер своим потенциальным клиентам или является дистрибьютором косметики. А люди, как известно, бывают разные: приятные в общении и агрессивные, заинтересованные в покупке и любители пустых вопросов. Одним словом, все это быстро утомит, если изначально правильно не настроится. Что значит разумный настрой? Все просто: студент должен понять, что он не пытается кому-то что-то навязать, его задача – распространение информации (о бренде, товаре и т.д.). Как только это понимание придет, исчезнет и большинство сложностей с агрессивными клиентами.
И последнее касается приоритетов. Да, работа студенту нужна и чем раньше он начнет, тем лучше. Но без высшего образования для него доставка воды в офис так и останется работой на рынке наемного труда. А диплом откроет ему дорогу не только в более престижную нишу специалистов, но и к собственному бизнесу. Кстати, несмотря на непрестижность подобных профессий, нельзя забывать об их перспективной обучающей полезности. Ибо по статистике порядка 70% сегодняшних успешных владельцев компаний по доставке чего-либо – когда-то тоже начинали с должности в подобной организации.