Правительству не понравилась идея муниципальной милиции
— Муниципальная милиция будет дублированием функций полицейских, что противоречит ФЗ "О местном самоуправлении", "О полиции" и Бюджетному кодексу РФ, — написал в своём письме (есть в распоряжении Лайфа) руководитель аппарата Правительства РФ Сергей Приходько парламентарию Сергею Миронову. Таким образом, правительство ответило отказом на идею создания в России муниципальной милиции, которая была бы при региональных властях и содержалась на местные бюджеты. Идея депутата Миронова оказалась заимствована у экс-мэра Москвы Юрия Лужкова. Он ещё в 1992 году при поддержке тогдашнего главы МВД РФ Виктора Ерина создал муниципальную милицию в Москве. Но этот эксперимент оказался неудачным, поскольку находящийся в подчинении МВД столичный главк милиции не горел желанием делиться полномочиями с "муниципалами". В нынешнем законопроекте "О муниципальной милиции" депутата Сергея Миронова правительственные эксперты увидели слишком много необоснованных компетенций, которые явно выходят за пределы охраны общественного порядка. — На муниципальную милицию предлагается возложить обязанность по охране объектов муниципальной собственности, материальных и культурных ценностей в зонах чрезвычайных ситуаций, наблюдению за соблюдением установленных судом ограничений и обязанностей лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, в отношении которых установлен административный надзор в соответствии с ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы", осуществлению контроля за оборотом оружия и боеприпасов к нему, за сохранностью наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, — предлагал Сергей Миронов. По мнению правительственных экспертов, все эти полномочия означают дублирование функций полицейских по всем направлениям, в том числе в обеспечении правового режима контртеррористической операции, режимов военного и чрезвычайного положений. Законопроект также допускает службу в рядах муниципальной милиции граждан, осуждённых за совершение преступлений средней тяжести. Нашёлся ещё один весомый аргумент, чтобы отклонить законопроект о муниципальной милиции. Юристы сочли, что закон противоречит установленным статьям 30 и 31 Бюджетного кодекса РФ — принципу разграничения полномочий между органами публично-правовой власти (МВД, ФСБ, СК РФ) и принципу самостоятельности региональных бюджетов. — Принятие данного законопроекта может потребовать дополнительных расходов федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов, это при том, что свободных денег в государственной казне нет, — заявил Лайфу собеседник в аппарате Правительства РФ. — При этом Сергей Михайлович Миронов, видимо, забыл подготовить к законопроекту о "муниципалах" финансово-экономическое обоснование, а без данных расчётов сложно спрогнозировать, сколько средств потребуется для создания новой силовой структуры. В окружении Сергея Миронова утверждают, что законопроект появился после того, как во фракцию "Справедливая Россия" пришло огромное количество обращений граждан, которые жаловались на неудовлетворительную работу участковых инспекторов и сотрудников патрульно-постовой службы. По замыслу Сергея Миронова, именно муниципальной милиции нужно передать часть функций полиции по охране общественного порядка, что позволило бы тщательно контролировать порядок в регионах и повысить безопасность граждан. — У граждан появится больше возможностей влиять на ситуацию, ведь через 3–5 лет начальникам милиции придётся переизбираться. Сейчас же у правоохранителей чувства ответственности нет, так как у них нет конкурентов. А вот "муниципалы" будут именно конкурентами, что поднимет качество службы, — пояснили Лайфу идею в "Справедливой России". Муниципальная полиция должна была взять на себя функции МВД по охране общественного порядка, функции патрульно-постовых служб и служб участковых инспекторов: заниматься профилактикой преступности, патрулированием улиц, задержанием нарушителей и доставкой их в отделения. Вопросы охраны общественного порядка конституция относит к полномочиям органов местного самоуправления и закрепляет за муниципальными властями компетенцию по организации охраны. А закон "О местном самоуправлении" от 2003 года предусматривает возможность организации муниципальной милиции. — Начальники муниципальной милиции (по району, городу, областному центру) будут избираться гражданами на несколько лет и подотчётны местным парламентам. Таким образом, начальники милиции станут отвечать перед населением, а не вышестоящим руководством, — комментируют законопроект Миронова коллеги в "Справедливой России". Юрист, управляющий партнёр коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнёры" Владимир Старинский считает правильным решение правительства. — Вызывает недоумение то, что проект допускает службу в рядах милиции граждан, осуждённых за совершение преступлений средней степени тяжести, — пояснил юрист. Между тем свой законопроект о создании муниципальной милиции подготовило и МВД. Его разработали в профильном ведомственном НИИ. — Передача муниципальной милиции полицейских полномочий, в частности патрульно-постовой службы (ППС) и участковых, как в случае депутата Сергея Миронова, в проекте не предусмотрена, — рассказали Лайфу в МВД РФ. — Милиционеры будут считаться муниципальными служащими и смогут осуществлять свою деятельность, только в границах своего города, посёлка, и подчиняться они будут представителю местной администрации. Однако, чем конкретно будут заниматься "муниципалы" в МВД, ещё не определено. Для этого законопроект направлен в регионы, где будет теперь собирать отзывы.