Что делать, если просели кольца сливной ямы?
Для укрепления стенок сливной ямы используют стандартные железобетонные кольца заводского изготовления. Во время эксплуатации сооружения иногда возникают случаи оседания бетонных колец. Конструкция медленно уходит под землю, заставляя понервничать хозяев дома. Данная проблема возникает в результате гидрологических и физико-механических изменений, происходящих в нижних слоях грунта, после чего ослабляется его несущая способность. Помимо этого, изменение свойств грунта может быть вызвано строительными работами, ведущимися в непосредственной близости от сливной ямы.
Если кольца не скреплены скобами между собой, то может произойти разрыв конструкции. При этом нижние элементы проседают, а верхние, плотно удерживаемые по бокам грунтом, — остаются на своих местах. В итоге нарушается не только герметичность сооружения, но и значительно деформируется канализационная труба, заведенная в емкость. Что же делать, если просели кольца сливной ямы? Какие действия можно предпринять?
Определяем тип смещения — временное или постоянное?
Процесс оседания железобетонных колец может носить временный характер. При этом просевшие стенки сооружения замирают на новом уровне, опершись на крепкий слой грунта, после чего их движение уже более не наблюдается. В этом случае конструкция наращивается доборным кольцом, изготовленным по индивидуальному заказу, или закладывается образующийся промежуток красным кирпичом.
Намного сложнее решается проблема непрекращающегося «утопания» колец. При этом надо принимать более серьезные меры по остановке данного процесса. Установить истинную причину происходящего под силу специалистам. Часто устранить совсем причины оседания конструкции не получается, удается лишь закрепить существующее положение бетонных колец и приостановить их дальнейшее смещение.
Важно! Часто сливная яма устраивается без дна. Это делается умышленно для того, чтобы уменьшить расходы по откачке и вывозу жидких бытовых отходов. Однако увеличение опорной площади сооружения уменьшает давление его конструктивных элементов на грунт. Поэтому профессионалы рекомендуют использовать готовое кольцо с дном или заливать бетонную подушку, перед тем как опускать канализационные кольца в яму. Помните, что бетонному раствору надо дать хотя бы неделю на застывание.
Как остановить проседание конструкции?
- Перед тем как устроить бетонное дно в эксплуатирующейся сливной яме, необходимо откачать все отходы и вычистить все твердые отложения.
- Затем насыпают слой щебня, толщина которого может варьироваться от 5 см до 30 см.
- После выполняют армирование дна сеткой, выполненной из арматурных стержней, диаметр которых должен быть не меньше 10 мм. Шаг между стержнями составляет 200 мм. Для закрепления арматуры в теле бетонного кольца просверливают отверстия с таким же шагом на 2/3 толщины стенки по всему периметру.
- В проделанные отверстия вставляют металлические стержни, концы которых предварительно окрашивают для предотвращения коррозии.
- Закрепляют стержни между собой с помощью вязальной проволоки.
- Заливают армирующую сетку бетонным раствором.
Важно! Если вы не хотите делать герметичное дно, то можно положить на щебень металлическую сетку, вставленную в стальной каркас из двух обручей. Через стопорные штыри, вставленные в проделанные отверстия в стенке кольца, происходит передача давления на сетку-щит. Жидкие отходы просачиваются сквозь ячейки сетки и слой щебня в ниже расположенные слои грунта, подвергаясь естественной фильтрации.
Конструктивная схема укладки мелко-ячеистой сетки-щита: А — Железобетонное кольцо; Б — Щебеночный слой; В — Металлическая сетка; Г — Стопорные штыри; Д — Отверстие для штыря, заделанное цементным раствором.
Важно! Для изготовления стопорных штырей можно взять обрезки труб или металлические прутки, диаметр которых может быть равен 8-12 мм. Длина значения не имеет.
Как застопорить нижнее кольцо?
Чтобы застопорить нижнее кольцо, необходимо на расстоянии 50-60 см от поверхности дна проделать в стенках железобетонного изделия четыре отверстия. В данные отверстия устанавливают отрезки металлических толстостенных труб, диаметр которых должен составлять не менее 50 мм, и забивают их в грунт. Длина труб равна половине диаметра кольца или чуть меньше. Такая длина облегчает процесс забивания трубы в толщу грунта. Щели вокруг забитых труб замазывают цементно-песчаным раствором. Из этого же раствора делают заглушки в трубы для предотвращения попадания стоков в грунт.
Как вариант вбить в грунт трубы — они будут играть роль специфических опор
Как заделать пространство между кольцами после их разрыва?
Чтобы снизить вероятность разрыва бетонных колец, необходимо использовать специальные железобетонные изделия, снабженные «замком». Правда, цена таких конструкций дороже обычных канализационных колец.
Поэтому соединение соседних элементов проводят с помощью металлических скоб или стальных пластин, прикрученных болтами. Пространство, образовавшееся между кольцами после их разрыва, лучше заложить кирпичной кладкой. Поверхность получившейся кирпичной стены необходимо оштукатурить, замешав для этого раствор из одной части цемента и трех частей песка.
Пространство между бетонными кольцами в случае их разрыва закладывают кирпичом
Важно! Находясь внутри сливной ямы, рабочие должны помнить о технике безопасности проведения подобных работ.
Теперь вы знаете, что можно предпринять, если просели кольца сливной ямы, расположенной на приусадебном участке. Необходимые работы можно проделать самостоятельно с напарником или доверить решение проблемы команде профессионалов.