Достоевский стал обозревателем Лайфа и написал для нас о насилии и духовности
Мне хочется рассказать вам, господа, о своих мыслях по поводу жизни нашей. Рассудить так и этак, чтобы понять, отчего так мы существуем, почему люди о стране зло чинят, и ведь не по нужде какой, а заради развлечения; точно проверяют, насколько Бог терпелив к их злодействам… А он терпелив, поверьте. О живодёрках из Хабаровска Вот, к примеру, господа, как вам леденящая душу своим бессмыслием и жестокостью история, произошедшая на востоке страны, в Хабаровске, и возбудившая сердобольные души пользователей Сети, души, склонные к сочувствию к братьям нашим меньшим? Только представьте, и это не выдумка, живут на миру две девушки, которых сейчас именуют не иначе как тварями, и вдруг решили они, что можно мучения животным причинять, причём для забавы какой, чтоб утвердиться за счёт слабого. И начали издеваться над братьями нашими меньшими, да так, что я понял: совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного. Что и случилось, не премину заметить. Силой воображения своего я воссоздал картину злодейств, что чинили юные, но уже развращённые жестокостью девушки. Склонившись на жертвой своею, доверчивым щенком, одна товарка говорила другой: — Бери биту, или зарежем, или задушим, или камнями…. Собачонка же, не зная о той жуткой участи, что ей предстояла, виляла хвостиком, ловя взгляды своих мучительниц. А одна из жестокосердных садисток, хищно скривив лицо своё, каблуком туфли с силою наступила на лапу щенку, который сию же секунду завизжал от недоумения, боли и разрушенной веры в добродетель человеческую. А жестокие девицы демонически захохотали. Нет, не могу больше продолжать я этой рассказ свой. Просто думаю: что это? Как? Зачем? Воистину, гуманность есть только привычка, плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть. О деле депутата Кинёва и убийстве Ледовской От животных, господа, я бы перешёл к людям: живым и мёртвым. Ведь у людей так всё обстоит, так же происходит, как и у братьев меньших; есть люди, которые доверчивы и беззащитны, а есть — подлецы. Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные, то есть убеждённые, что их подлость есть высочайшее благородство; подлецы, стыдящиеся собственной подлости при непременном намерении всё-таки её докончить; и, наконец, просто подлецы, чистокровные подлецы. И вот не идёт у меня никак из мыслей моих история одинокой и наивной старушки Ледовской, которая доверилась подлецам, а они жилья её лишили, а потом и жизни. Подчистую, тело её расчленив. И ведь произошло всё это по заказу, случилось с соизволения и интереса народного избранника городской думы Екатеринбурга Олега Кинёва. Человек этот внешне был добрый, но внутри его, как оказалось, осаждали бесы. И хочется вопросить у вас, господа, какая разница между демоном и человеком? Мефистофель у Гёте говорит: "Я часть той части целого, которая хочет зла, а творит добро". Увы! Человек мог бы сказать о себе совершенно обратное. О новосибирских насильниках И третий случай жестокости, похотливой и низкой, о котором бы я хотел, господа, поговорить, приключился в Новосибирске. Четверо местных жителей, опоив молодую девушку водкой, воспользовались тем, что она стала безвольной, потеряла сознание фактически, раздели несчастную и изнасиловали. Точно как те хабаровские живодёрки, о которых я писал выше, упивались своим превосходством, тем, что могут творить зло безнаказанно. И настолько эти люди без Бога растеряли границы, а я даже не о нравственных ориентирах сейчас говорю, а об общечеловеческих, о нормах закона, если желаете, что начали кичиться своим поступком в Сети. То есть совесть у них отсутствовала напрочь, совсем, совесть, лишённая Бога, стала неким атавистическим чувством. И понятно было, что им сложно остановиться, покаяться, так как люди по природе своей не любят, более того, ненавидят тех, кого они обидели. Но в тюрьме у насильников будет много времени, только на это и уповая. Каторга, она ведь исправлять тоже может, господа. Может, сейчас, после приговора, четверо новосибирцев-насильников задумаются над жизнью своею и поймут, что бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие. О выборах в США и победе Дональда Трампа Казалось бы, впору отчаяться и по единичным примерам этим увериться, что зло в человеке русском, в нас то есть с вами со всеми, есть неотъемлемая часть каждого. И только вера в Бога помогает русскому. Ведь отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас просит: для чего мне любить человечество? Самые серьёзные проблемы современного человека происходят от того, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в Его намерении относительно человечества. А у нас, у русских, — путь особый, не такой, как у американцев с европейцами, совсем иной. Мы без высшей идеи существовать никак не можем, не получается, пусто сразу в душе. Нам либеральных ценностей не нужно, не нуждаемся мы в них, зачем они, только во вред. И злодейства от этого. Ведь русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на саму сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на саму Россию. Мой либерал дошёл до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьёт свою мать. В Америке, а она далеко, за океаном, словно другой мир, всё наверняка иначе. А у них, в Америке, из интересного что — главу государства выбирают голосованием, и вот, выбрали Дональда Трампа вместо женщины Хиллари Клинтон. Не знаю, к добру это для России или к худу, отметить не могу, хочу сказать одно: что в основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм. И чем добродетельнее дело — тем более тут эгоизма. Люби самого себя — вот одно правило. Жизнь — коммерческая сделка. А хорошо будет Трамп править или плохо, какой он вообще, этого я не знаю. Но уверен, что если хотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или как он волнуется благороднейшими идеями, а смотрите на него лучше, когда он смеётся. Хорошо смеётся человек — значит, хороший человек. Так как смеётся Трамп? Кто увидит, расскажите мне. А лучше пишите. Я же пока буду переживать о несправедливости и злодействах на земле российской, хотя погружаться в уныние не стану, поскольку грех это смертный. И вообще, скажу вам, господа, несмотря на всю гнусь, сейчас мне хочется только бы жить, жить и жить! Как бы ни жить — только жить! Экая правда! Господи, какая правда! Подлец человек!… И подлец тот, кто его за это подлецом называет.