Война против «евроблях»: владельцам авто стоит готовиться к худшему
Литва может перекрыть схемы ввоза автомобилей в Украину. Так заявляют в Государственной фискальной службе. Уже в следующем году «пересичники» рискуют потерять свои автомобили – их просто могут конфисковать при очередном пересечении границы. Только за этот год украинцы в обход растаможки ввезли 59 тыс. машин с литовскими номерами.
По оценкам Государственной фискальной службы, всего в Украине незаконно находится 236,6 тысяч автомобилей, пишет Сегодня.
Схемы перегона автомобилей на литовских номерах
В Украину автомобиль без растаможки можно ввезти законно двумя путями. Оба для иностранцев, но украинцы используют как первый, так и второй.
Первый способ – в режиме «транзит». Его используют жители приграничных районов Украины. Например, львовянин может купить в Польше автомобиль и поехать домой, не уплачивая налоги на таможне. Но ему придется каждые пять дней ездить назад в Польшу иначе грозит штраф, а за отказ платить автомобиль могут конфисковать.
Второй способ доступен только для иностранцев, которые живут в Украине – им можно пользоваться автомобилем без украинской регистрации год в режиме «временного ввоза». Но украинцы и тут нашли лазейку. В Польше и Литве появились перегонщики, которые регистрируют свои фирмы, оформляют на них автомобили, а потом передают украинцам по доверенности. За деньги. По документам автомобиль принадлежит литовской компании, поэтому украинец может год ездить на ней без уплаты налогов. Поначалу схемой пользовались киевляне и жители западных областях страны, теперь авто с литовскими номерами ездят и в Запорожской, Херсонской, Одесской областях.
Но если литовская компания закроется или ее имущество арестуют – у украинца могут отобрать автомобиль, поскольку он по документам не принадлежит ему.
Сейчас в стране находятся 383,3 тыс. машин с иностранной регистраций, сообщают в Государственной фискальной службе. Из них 236,6 тыс. автомобилей – с нарушением сроков пребывания. По оценкам организации «АвтоЕвроСила», около миллиона украинцев – собственники автомобилей с еврономерами.
Больше всего в Украину с начала года въехало автомобилей из Польши – 118 тысяч, и Литвы – 54,7 тысяч.
Как наказывают «пересичников»
В начале ноября Приморский суд Одессы выписал рекордный штраф в 3 млн гривен собственнице машины на литовских номерах. Она не растаможила Cadillac Escalade 2007 года. Суд признал, что женщина уклонялась от уплаты таможенных платежей, и обязал заплатить 300% от суммы, которую она должна была уплатить на таможне. Сейчас одесситка пытается оспорить решение суда.
Охота на «пересичников» началась после того, как президент поручил Кабмину урегулировать ситуацию с нерастаможенными автомобилями. С того времени правоохранители начали выписывать украинцам на «еврономерах» штрафы на сотни тысяч и даже миллионы гривен.
Так, с начала года таможенники оформили 14,5 тыс. штрафов на 84,8 млн гривен за нарушение срока транзита в 5-10 дней. За превышение сроков временного ввоза – 42,9 млн грн. За отказ платить штраф уже конфисковали 309 машин.
В Украине законодательство позволяет бороться с нелегальными авто штрафами и конфискацией, считает адвокат по таможенному праву Ольга Николаенко. Однако в стране слабо взаимодействуют таможенная служба и полиция.
Без регистрации ездить на машине с иностранными номерами украинцы могут пять дней в одной области и десять дней – при передвижении в нескольких областях. Иностранцу пользоваться нерастаможенной машиной можно не больше одного года.
Если автомобиль находится в стране на сутки больше, чем положено таможенным кодексом, водителю грозит штраф в 85 гривен. Если же авто задержалось в стране от 1 до 10 суток – придется заплатить штраф в размере 3400 гривен, более 10 суток – 8500 гривен. Если автомобиль принадлежит иностранцу, а за рулем украинец – машину могут конфисковать. А машину украинца могут арестовать в том случаи, если он откажется платить штраф.
Если суд докажет, что человек уклонялся от уплаты налогов – нарушителю грозит штраф в 300% от суммы растаможки по статье 485 «Таможенного кодекса» — «действия, направленные на неправомерное освобождение от уплаты таможенных платежей».
Сами собственники нерастаможенных автомобилей хотят не только снижения налогов, но и отмены экостандарта Евро-5. Он не позволяет ввозить в Украину автомобили, произведенные раньше 2010-го. «Пересичники» в основном покупают автомобили устаревших стандартов за 900-1000 долларов – это автомобили 1997-2010 годов выпуска.
Чего ждать «пересичникам»
Правительство собирается обязать регистрировать все автомобили на иностранных номерах. На днях Кабмин подал на рассмотрение в парламент законопроект №7286 о повышении ответственности за отдельные правонарушения. В одном из пунктов проекта говорится, что все владельцы автомобилей на иностранных номерах должны пройти государственную регистрацию в течении 10 дней после въезда в Украину. Это относится к автомобилям, которые ввозятся в Украину более чем на 90 дней.
Если законопроект примут, то «пересичникам» придется передать свои данные правоохранителям. А через три месяца – выезжать за границу, чтобы вновь въехать. Сложнее будет тем, чьи автомобили провозят перегонщики из Литвы.
Пока полиция не может останавливать автомобиль без украинской регистрации только из-за того, что машина на иностранных номерах. Но норма о регистрации в течении 10 дней дает право полиции остановить и проверить эту самую регистрацию.
К тому же ГФС совместно с литовскими таможенниками начала расследование законности ввоза и эксплуатации в Украине машин, зарегистрированных в Литве, сообщают в фискальной службе.
«Литовские коллеги по запросу украинской стороны начали расследование в отношении законности ввоза и использования на территории Украины транспортных средств, зарегистрированных на территории Литовской Республики», – говорится на сайте ведомства.
Литва могла бы начать проверки компаний, на которые зарегистрированы автомобили украинцев, а затем – конфисковать эти машины при первом пересечении границы. Однако литовская таможня не начинала расследований.
«Таможня Литвы, в свете недавно распространенной в средствах массовой информации, сообщает, что не инициировала никакого расследования транспортных средств, зарегистрированных в Литве и используемых в Украине», – говорится на сайте литовской таможни.
Но в Литве добавляют, что передают Украине информацию на все запросы. К тому же, у украинских правоохранителей открыт доступ к литовской базе данных зарегистрированных машин Regitras. Учитывая, что в Литве машина автоматически снимается с регистрации, если не пройдет вовремя техосмотр и не получит страховку, этих данных будет достаточно, чтобы остановить автомобиль.
При этом украинские таможенники могут запрашивать у Литвы данные о компаниях, на которые зарегистрированы автомобили украинцев. Если литовцы найдут нарушения в их работе – машины соотечественников на литовских номерах рискуют вернуться на родину.